Русские защитники испанского неба
Первые Герои Советского Союза Пензенской области
Звено наших летчиков уже взяло курс к своему аэродрому, когда рядом с кабиной Баланова разорвался снаряд, пилот получил ранение и на некоторое время потерял сознание. Однако быстро пришел в себя и выровнял самолет, сумев довести повреждённую машину до своего аэродрома. Не выпуская шасси, окровавленный летчик произвёл вынужденную посадку и вновь потерял сознание. Вот как описывал этот момент писатель С. Ковалёв:
"Сергей Денисов, выключив мотор, выпрыгнул из кабины и побежал к самолёту Баланова, своего ведомого. И когда взялся за борт и вспрыгнул на крыло, понял сразу: случилась беда. Об этом он подумал ещё раньше, там, в воздухе, когда увидел на мгновение, как по машине Баланова полоснула золотистая пулемётная трасса. Потом, правда, в горячке боя, он позабыл об этом: атака следовала за атакой, а струи огненного дождя впивались в крылья, скрещивались у самого виска. К тому же его ведомый, лётчик Баланов, был по-прежнему на своём месте...
Из газеты "Известия" от 23 февраля 1938 года.
После войны в Испании Никифор Федотович был избран депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва (1937-1946). На фотографии в газете «Известия» вместе с ним запечатлены другие герои Испании и депутаты, чьи жизни закончились трагически. Летчик Яков Смушкевич 8 июня 1941 года был арестован прямо в госпитале, где проходил курс лечения, необоснованно осуждён и расстрелян. Командующий ВВС Западного особого военного округа генерал-майор авиации Иван Копец застрелился после того, как в первый же день Великой Отечественной войны немецкая авиация уничтожила в местах базирования 528 наших самолетов (почти все из них истребители), которые так и не успели взлететь. Командовавший войсками Западного фронта Дмитрий Павлов был осужден за «халатность» и «неисполнение должностных обязанностей» и по приговору суда был расстрелян.
«18.06.37 г. эскадрилья наносила удар по фашистским войскам атаковавшим высоты Санто Доминго и Санто Марино в районе Бильбао на севере Испании. Пройдя над территорией оккупированных мятежниками провинций Арагон и Наварра, эскадрилья выполнила задание и вернулась на свой аэродром в Лериде. Последним садился СБ комэска Сенаторова. В этот момент он был атакован тремя «Фиатами». Несмотря на малую высоту и скорость при планировании, Сенаторов дал двигателям полный газ и развернул машину навстречу истребителям. Стрелок-радист Александр Мирек меткой очередью сбил один «Фиат». Сенаторов повел машину в лобовую атаку. Штурман Душкин вел огонь из носового пулемета, стрелок-радист из задней кабины. Потеряв ведущего, «Фиаты» развернулись и ушли.
18.07.37 г. водил эскадрилью на бомбардировку аэродромов Инка и Пальма на острове Майорка.
Всего девять дней сражался над крышами Мадрида "капитан Антонио", как называли его бойцы - интернационалисты. За это время он сделал 20 боевых вылетов, уничтожил 6 вражеских самолётов. В одном из воздушных боёв на его машину набросилось 6 вражеских истребителей. Победителем из этой неравной схватки вышел советский пилот. Лётчики его эскадрильи в воздушных боях над Мадридом нанесли противнику большой урон в живой силе и технике.
13 ноября 1936 года в одном из боёв самолёт Тархова был сбит (по другим данным, столкнулся с немецким истребителем), после чего наш пилот сумел воспользоваться парашютом, а немец - погиб. Однако произошла трагическая нелепость. Поскольку лётная форма наших и немецких лётчиков была в тот период довольно схожей, определить с земли, чей же пилот опускается на парашюте, было трудно... Пока Тархов приземлялся, он получил с земли 6 пулевых ранений в живот, после чего был ещё и избит местным населением. Еле живого, Сергея притащили в здание военного министерства. В это время там находился советский журналист Михаил Кольцов, который исправил ошибку, и Тархова срочно доставили в госпиталь. Знаменитый испанский хирург Гомес Ульям сделал ему операцию, которая, увы, не спасла отважного летчика. Похоронили его на окраине Мадрида.